воскресенье, 21 марта 2010 г.

Что лучше — инфляция или дефляция?


Может быть, стоит поискать в инфляции что–то хорошее? Главный экономист МВФ настаивает на пересмотре нынешней стратегии Центробанков. Правда, большинство специалистов такая перспектива не радует.




Ссылка из Википедии (понятие инфляции): http://ru.wikipedia.org/wiki/Инфляция
Ссылка из Википедии (понятие фефляции): http://ru.wikipedia.org/wiki/Дефляция_(экономика)

Было это в далеком 1972 году. Тогдашний суперминистр экономики и финансов Гельмут Шмидт во время предвыборной кампании провозгласил: "Лучше жить при 5% инфляции, чем при 5% безработицы". Когда немногим позднее Шмидт стал–таки федеральным канцлером, он познал и то и другое. Инфляция возросла до 4,9%; безработица достигла почти 7% и побила послевоенный рекорд.

Похоже, история повторяется. Не так давно уважаемый экономист обратился к миру и — во имя вроде бы благой цели — призвал санкционировать рост инфляции. Центробанки западных государств, утверждает главный экономист Международного валютного фонда Оливье Бланшар, должны отказаться от сдерживания инфляции на уровне 2% и пойти на ее повышение в два раза.

Такой призыв содержится в документе, подготовленном Бланшаром совместно с экономистами МВФ Джованни Дель Ариччиа и Паоло Мауро. Документ ставит под сомнение почти все, что свято для большинства современных экономистов.

Государственные долги — зло, гласит господствующая парадигма. Бывает и по–другому, возражают авторы документа: кратковременный дефицит бюджета может послужить во спасение. Нужно стремиться, чтобы годовая инфляция не превышала 2%, верили специалисты до сих пор. Не страшно, если она достигнет и 4%, утверждает трио новаторов. Это не повлечет "практически никаких дополнительных издержек" для национальных экономик, настаивает Бланшар.

Государству негоже вмешиваться в экономику; ему позволительно разве что косвенно влиять на ситуацию посредством ставки рефинансирования. Такой подход грешит ограниченностью, отмечает Бланшар.

Правительствам нужно дать право скупать акции и облигации государственных займов, а также недвижимость, находящуюся в частных руках. Интервенции на отдельных рынках совершенно необходимы.

Идеи главного экономиста МВФ не просто идут вразрез с нынешней парадигмой. Бланшар утверждает: долговая политика, проводимая правительством и Центробанком Соединенных Штатов, не является чем–то аномальным. За недостатком покупателей Федрезерв уже сейчас скупает, в частности, долговые обязательства собственного правительства.

Такая борьба с кризисом влетает в копеечку. В общей сложности вливания Федрезерва в финансовый рынок составили около $1,5 трлн., что в два раза превышает средства, размещенные в банках Германии на частных сберегательных счетах. В результате цены на недвижимость и темпы экономического роста демонстрируют положительную динамику, что позволяет оптимистам утверждать: кризис остался в прошлом. "С технической точки зрения, рецессия уже позади", — заявил в начале года глава Федеральной резервной системы Бен Бернанке.

Французский политик–социалист Доминик Стросс–Кан, соотечественник Бланшара и его начальник по МВФ, сравнивает меры правительств с действиями пожарного расчета: "Все мы видели, что дом горит. И потому мы обильно залили пламя водой". Он уверен: намокший дом все–таки лучше, чем тот же дом, но сгоревший дотла.

Если концепция Бланшара и его начальника одержит верх, то акция пожаротушения продолжится. Стратегию скорейшего "выхода" государств из экономической сферы, на которой настаивает как ЕЦБ, так и многие эксперты–финансисты, двоица не приемлет.

В германском минфине позиция двух французов уже вызвала возмущение. Полемический опус Бланшара, за появлением которого, как полагают, стоит сам глава МВФ Стросс–Кан, не был вынесен на обсуждение в исполнительном комитете фонда. Заместитель исполнительного директора комитета Штефан фон Стенглин, представляющий в фонде Германию, говорит: "Документ основывается на философии, утверждающей: нет ничего невозможного".

При этом, предупреждает он, кое–что ускользает из виду: бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Даже издержки, обусловленные повышением инфляционной планки, проанализированы недостаточно: "Не исключено, что политика обесценивания денег подготовит почву для новой, еще более колоссальной катастрофы".

Внутри Федрезерва тоже раздаются все более громкие протесты. Томас Хениг, президент Федерального резервного банка города Канзас–Сити, не замедлил заявить о своем неприятии концепции Бланшара. Кроме того, на позапрошлой неделе Федрезерв впервые с начала кризиса повысил одну из своих ставок. Это считается первым сигналом: Федеральная резервная система не допустит раздувания новых пузырей.

Стоит только запустить инфляцию, и контролировать ее будет непросто, предупреждает Джон Тейлор из Стенфордского университета. "Почему мы говорим только о четырех процентах? Почему не сказать сразу: пять? Или шесть?" — вопрошает он не без издевки.

Президент ЕЦБ Жан–Клод Трише и глава Федерального банка Германии Аксель Вебер давно высказываются против подобных инициатив: рост прогнозируемой инфляции даже на 1% "приведет к существенному повышению всех процентных ставок на рынках", предостерегал Трише еще осенью 2008 года, выступая перед комиссией Европарламента. Инфляционные ожидания резко усилятся, и это — "наихудший сценарий для всех нас".

"Если заигрываешь с инфляцией, — острил некогда Отмар Эммингер, будучи на посту председателя Федерального банка, — то знай: придется на ней жениться".


Источник: Деловые вести

Комментариев нет:

Отправить комментарий