пятница, 26 марта 2010 г.

Шопоголизм и шопоголики


  Если говорить научным языком, то непреодолимое желание что-либо покупать, не обращая внимания на необходимость и последствия, когда покупки становятся и отдыхом, и развлечением, и самостоятельным смыслом, называется ониоманией. Мы же привыкли называть эту манию шопоголизмом. Слово "ониомания" в качестве медицинского термина предложено немецким психиатром Эмилем Крепелином. Однако имеются основания для пересмотра этой позиции, так как есть все признаки маниакального поведения. Крепелин совместно со швейцарским психиатром Эйгеном Блейлером идентифицировали первые признаки ониомании с конца XIX века.





Американские ученые даже установили, что шопоголики такие же больные и зависимые, как и люди, подверженные разным маниям. И их обязательно нужно лечить, иногда даже медикаментозно. По результатам исследования ученые пришли к выводу, что в преддверии покупки способность здраво и рационально мыслить у женщин шопоголичек исчезает практически полностью. А вот напряжение в отделах, управляющих эмоциями, нарастает до предела. Женщины шопоголички обычно недовольны своей внешностью, страдают от отсутствия мужского внимания. Чтобы поднять себе настроение и получить положительные эмоции, она идет в магазины и тратит деньги. Однако, эйфория от покупок быстро проходит, и она начинает винить себя за то, что так бездумно потратила деньги. Что касается мужчин шопоголиков, то они, как правило, недовольны своей карьерой и работой, и ищут удовлетворения в покупках. Однако, женщины гораздо больше подвержены этой мании.

Когда шопоголик не может удовлетворить свою страсть и у него нет возможности что-либо купить, у него начинается самая настоящая депрессия, ухудшается самочувствие, и даже могут развиться серьезные болезни. Есть огромное количество случаев, когда шопоголизм приводил к разрушению семей, их финансового благополучия из-за непомерной задолженности больного члена семьи, утратившего всякое чувство меры. Словом, становится понятно, что шопоголизм, это не просто модное слово, а самая настоящая болезнь, требующая серьезного лечения.

Так почему же люди становятся шопоголиками? Что движет ими? По последним данным ученых, одной из главных причин зависимости от покупок является недостаток внимания в детстве со стороны родителей. Механизм выглядит так: родители не в состоянии обеспечить должного внимания ребенку, концентрируют его внимание на новых игрушках, новых забавах, новой одежде. В будущем человек видит в новых покупках своего рода психологическую защиту. По мнению врачей из Технической больничной кассы Нижней Саксонии, чаще всего ониомания развивается у женщин на почве недостатка внимания, чувства одиночества и внутренней пустоты, потребности в признании и любви, а также в период депрессии из-за потери партнера.

Также можно выделить и другие причины развития шопоголизма:

Серотонин. Во время шоппинга у большинства людей вырабатывается "гормон счастья" серотонин. Мы находимся на подъеме от радости новой покупки, мы видим, как бережно продавец упаковывает нашу покупку в фирменный пакет магазина, нам кажется, что вместе с новой покупкой в нашей жизни что-то изменится в лучшую сторону. Но эта эйфория лишь временное явление. И вскоре нам нужна новая доза счастья, и мы снова идем в магазин.

Иллюзия власти. Покупаются не столько вещи для личного потребления, сколько некие атрибуты власти, в том числе в форме отношения продавцов к покупателю: уважение, услужливое обращение, льстивые похвалы, фирменные пакеты для покупок. Шопоголики упиваются своей мнимой властью и возвращаются за ней в магазин снова и снова.

Иллюзия свободы и контроля над своей жизнью. Шоппинг снимает у шопоголика депрессию и тревогу, повышает самоуважение и уверенность в себе - он может себе позволить купить то, что сейчас захотелось, а не то, что рекомендовали или что просто необходимо. И человек получает ощущение свободы от покупок, даже если вещи ему не нужны.

А британские ученые и вовсе пришли к выводу, что причиной необдуманного женского шоппинга является гормональный сбой, вызванный приближением менструации. Они провели эксперимент, в котором принимали участие 443 женщины в возрасте от 18 до 50 лет. В итоге выяснилось, что примерно 65% участниц эксперимента, находящихся в последней стадии менструального цикла, в это время сделали как минимум одну непонятную даже для них самих покупку.

Если вы не можете определиться и понять, являетесь ли вы шопоголиком или нет, то приведенные ниже симптомы шопоголизма помогут вам это узнать:

1) Ваше желание что-то купить становится настолько сильным, что вы не можете себя контролировать, вам обязательно нужно что-то купить. А спустя какое-то время после покупки вы испытываете разочарование и злость
2) Вы замечаете, что в магазинах вы теряете способность выбирать товар адекватно и обдуманно
3) Вы ходите в магазины без четкого желания найти что-то конкретное
4) Вы осматриваете большинство выставленного на продажу товара
5) Если вы долго не посещаете магазины, у вас появляется апатия, портится настроение. А как только вы переступаете порог магазина, вы чувствуете себя самым счастливым человеком на свете, от вас уходят все проблемы, вы чувствуете необычайный подъем и прилив сил
6) Когда вы размышляете над тем, как провести выходной день, вам не приходит в голову ничего, кроме похода в торговый центр
7) Отсутствие контроля за расходами. Вы далеко не всегда знаете, куда дели все деньги
8) Ваша квартира похожа на склад, у вас куча всяких непонятных вещей, которые вы даже не понимаете, зачем покупали

Ученые пришли к выводу, что всех шопоголиков можно разделить на четыре основных типа: фанатичные, деловые, эмоциональные и равнодушные. Фанатичные шопоголики буквально живут в магазинах. У них есть все модные вещи, они в курсе всех модных течений и новинок и могут разговаривать о вещах бесконечно. Деловые шопоголики ищут выгоду от своих хождений по магазинам: они обожают распродажи и акции в стиле "две вещи по цене одной".

Эмоциональные шопоголики покупают вещи под влиянием эмоций и в порыве. Они могут прийти в магазин за сапогами, а вместо них купить коктейльное платье, они покупают вещи, которые им абсолютно им не нужны, так как поддаются сиюсекундным порывам. Равнодушные шопоголики могут часами меланхолично бродить по торговому центру, рассматривая витрины и многочисленные вещи. Им важна не покупка, а сам процесс хождения по магазинам.

Можно ли что-то сделать со стремлением купить все и сразу или это болезнь, от которой невозможно излечиться? Конечно, иногда для борьбы со страстью к покупкам приходится обращаться к психологам. Уже появились общества "анонимных шопингоманов", группы добровольной взаимопомощи сумевших "завязать" с шопинговой зависимостью и теперь помогающих другим избавиться от этой болезненной привычки. Однако для большинства людей профилактикой шопоголизма может стать умение контролировать свои расходы и соблюдение нескольких несложных правил:

1) Откажитесь от кредиток, всегда расплачивайтесь только наличными. Пластиковые карточки создают иллюзию того, что вы не расплачиваетесь собственными деньгами, вы плохо контролируете свои расходы
2) Составляйте список покупок, и в магазине старайтесь от него не отклоняться
3) Постарайтесь хотя бы несколько дней брать с собой минимальное количество денег: только на проезд и перекусы. Это обезопасит вас от ненужных покупок
4) Если вам понравилась вещь, не покупайте ее сразу, попросите отложить до завтрашнего дня. Если и на следующий день желание купить именно эту вещь не угаснет и вы понимаете, что она действительно вам нужна, то ее можно покупать
5) Избегайте магазинов хотя бы некоторое время, если чувствуете, что не можете контролировать свои расходы. Следует давать время на обдумывание действительной важности покупки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий