четверг, 29 июля 2010 г.

Дальнейшее развитие BP и цинизм руководства...

В то время как исполнительный директор компании BP Тони Хейворд (Toni Hayward) собирает вещи со своего рабочего стола в кабинете, расположенном в Лондоне на площади Святого Джеймса, Роберт Дадли (Robert Dudley) готовится занять его место, и это произойдет 1 октября. Главная причина предстоящей перестановки ясна: компания BP хочет, чтобы американец занимался ее активами в Соединенных Штатах. Однако в конечном итоге это может оказаться неверным ходом. BP является глобальным игроком, а не малоизвестной компанией из Мексиканского залива.

В то время как исполнительный директор компании BP Тони Хейворд (Toni Hayward) собирает вещи со своего рабочего стола в кабинете, расположенном в Лондоне на площади Святого Джеймса, Роберт Дадли (Robert Dudley) готовится занять его место, и это произойдет 1 октября. Главная причина предстоящей перестановки ясна: компания BP хочет, чтобы американец занимался ее активами в Соединенных Штатах. Однако в конечном итоге это может оказаться неверным ходом. BP является глобальным игроком, а не малоизвестной компанией из Мексиканского залива.

Комитет по национальным ресурсам (National Resource Committee) Палаты представителей Конгресса США в настоящее время понапрасну растрачивает свое время, пытаясь продвинуть поправку, которая, по сути, лишила бы BP возможности в будущем получить лицензию на проведение буровых работ. Для этого вообще не надо принимать никаких законов. BP никогда не получит новое разрешение на бурение в Соединенных Штатах. Это все равно, что попытаться продать шорты типа «бермуды» эскимосу.

К сожалению, Лондон ясно дал понять, что он совершенно не заинтересован в том, чтобы согласиться на «распродажу после пожара» и продать активы крупнейшим американским нефтяным компаниям, как того требует Конгресс. Лондон хочет успокоить бурю, выделить неосновные активы на сумму 30 миллиардов долларов и получить легкие деньги, продолжая и дальше проводить свою политику.

Если BP хочет выжить, то в таком случае компания должна оценивать ситуацию и за пределами Соединенных Штатов, где она ведет борьбу за сохранение концессий, и речь пока вообще не идет о новых контрактах. BP должна смотреть в будущее и оценивать то, что будет происходить на рынках завтра. В этой связи, конечно, возникает щепетильных вопрос: является ли Дадли, выросший в штате Миссисипи, правильным человеком для управления глобальными рынками, находящимися в юрисдикции таких стран как Ливия, Колумбия, Ангола и Алжир, или это просто парень, который знает, как надо умилостивить Белый дом и упросить его убрать ногу с шеи компании?

Россия, скорее всего, может дать ответ на этот вопрос. Перед тем, как Дадли был направлен назад в Соединенные Штаты, он, подобно канатоходцу, занимался решением сложнейшей задачи, смысл которой сводился к тому, чтобы оставить BP частью уравнения ТНК-BP. Многие в Москве считают, что Газпром будет более подходящим партнером для разработки Ковыкты - крупнейшего из числа неосвоенных месторождений природного газа в России, расположенного в Восточной Сибири.

Хейворд понимал это, и это объясняет то, что сразу после разноса на слушаниях в Конгрессе он сел на самолет и полетел не в Лондон, а на значительно более важную встречу с российским вице-премьером Игорем Сечиным для того, чтобы подтвердить позиции BP в России. Именно от таких рынков зависит дальнейшая судьба BP. Кроме того, у BP есть важные интересы в Азербайджане и Грузии, где компания является оператором трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан.

Откровенно говоря, Дадли не любят в России. В 2008 году он вынужден был бежать из страны, опасаясь обвинений в нарушении трудового законодательства и визового режима. В тот момент компания ТНК усиливала давление для того, чтобы получить от BP часть активов, поделенных в соотношении 50 на 50. Позиция Москвы была жесткой: либо Дадли уходит, либо BP пакует чемоданы и покидает страну.

Если честно, то многие их этих претензий вызывают такие же сомнения, как это было в случае с обвинениями в загрязнении окружающей среды, выдвинутыми против Royal Dutch Shell в 2006 году, в результате чего компания не будет принимать участие в разработке Штокмановского месторождения. Но в этом и смысл всего того, что происходит в России. Политические риски очень высоки. Поэтому решающее значение для успеха имеет наличие прочных политических отношений.

Конечно, Дадли считает, что, если он встанет у руля BP, то его главным риском будет продолжающаяся утечка нефти в Мексиканском заливе. Однако его настоящая проблема состоит в том, не изменится ли ситуация с «низко весящими плодами» и реальными возможностями в России, Средней Азии или в Соединенных Штатах? Рынок уже учитывает дополнительные расходы BP в Соединенных Штатах, однако он еще не думал о возможном крушения глобальной империи BP на глазах у зацикленного на Соединенных Штатах Дадли.

Несомненно, огромный соблазн для России - усилить давление на переговорах . Газовый спор с Белоруссией, а также шаткое положение Организации Договора о коллективной безопасности в свете последних событий в Киргизии оставили раны на теле Кремля. Наказание BP будет рассматриваться Москвой как быстродействующее и легкое политическое противовоспалительное средство. Однако сейчас неподходящее время для рискованных действий в отношении договоров о добыче и разведке углеводородов. Нефтяной рынок продолжает оставаться очень неопределенным, и только у ОПЕК есть проблемы с сокращением потребления, превышающим 6 миллионов баррелей нефти в день. Такие мультинациональные нефтяные компании как BP получили вторую жизнь в виде открытия месторождений сланцевого газа в Соединенных Штатах, Европе и в Азии. Доступ к месторождениям не является больше той священной целью, к которой ранее стремились государства. Однако именно такой целью является получение согласованных инвестиций, необходимых для введения в эксплуатацию месторождений.

Если Россия будет оказывать давление на BP, то компания вполне может стать объектом прямого поглощения. В первых рядах претендентов будет, несомненно, ExxonMobil. Однако Москва, конечно же, понимает, что в этой игре есть два ключевых фактора. Первый состоит в том, что на глобальном рынке Китай имеет самые туго набитые карманы и он может претендовать на BP. Второй фактор состоит в том, что в Лондоне только деньги имеют значение. Поэтому нельзя исключить, что активы BP могут не достаться «предпочтительному хищнику».

Если Россия действительно не хочет, чтобы Вашингтон или Пекин начали играть в игры на ее заднем дворе, то ей, возможно, следует сделать для Дадли определенное послабление. Может быть, для всех будет лучше, если Хейворд займет свое новое место как директор в компании ТНК-BP. То, что хорошо работает на глобальном уровне, не обязательно подходит для Вашингтона. Именно здесь будут решаться контрастирующие судьбы Дадли и Хейворда. Пока не ясно, будет ли это сделано с учетом долгосрочных интересов BP.

("The Moscow Times", Россия)

Оригинал публикации: BP’s Future May Be Decided in Russia


Стратегия гнусавого выговора, или как американцы готовы простить разлитие нефти за южный акцент

Сага о разливе нефти из-под вышки British Petroleum внезапно превратилась в странный триллер по мотивам Джеймса Бонда. По сообщениям прессы, генеральный директор BP Тони Хейворд (Tony Hayward) сослан в Сибирь с заданием управлять ТНК-BP — совместным проектом BP и нескольких российских миллиардеров-нефтяников, один из которых носит такое смешное имя, что даже самы заработавшийся сценарист не назвал бы так персонажа злодея. Его зовут Герман Хан (при дословном переводе с английского German Khan - немецкий хан, прим. редактора).

Сейчас будет ещё смешнее. Вместо Хейворда генеральным директором BP станет американец по рождению Роберт Дадли (Robert Dudley), бывший директор Amoco, который в 2008-м году, как утверждается, был вынужден бежать из России, так как «непрерывные нападки» не позволяли ему эффективно управлять ТНК-BP.

Если бы я был российским олигархом, я бы несколько обиделся. Дадли даже не смог получить новую рабочую визу России, но его сделали генеральным директором целой транснациональной корпорации, а Хейуорд, при котором случилась одна из самых страшных катастроф в истории BP, сочтён идеальной кандидатурой для усмирения дикого казака.

У американцев, кстати, ещё больше поводов к возмущению, чем у русских. В журналистских кругах пришли к такому выводу, что наличие американского прононса — это главная выигрышная черта для генерального директора, при котором англичане смогут продолжить работать в США. Будущее BP, судя по всему, зависит от того, удастся ли ему добывать нефть со дна Мексиканского залива, а значит, без гнусавого южного говорка не обойтись.

Замечу в скобках, что, по мнению многих наблюдателей, Британская империя погибла много десятков лет назад, но я лично считаю, что наличие акцента как критерий при назначении на должность директора BP — это последний гвоздь, забитый в гроб империи.

А если не поможет и кандидатура выходца из Хэттисберга (штат Миссисипи), что ж, всегда можно провести ребрендинг. По сообщению Wall Street Journal, есть мнение, что BP должна переименовать своё американское дочернее предприятие в Amoco, то есть в честь американской нефтяной компании, которую она проглотила в 1998-м году.

Мы что, тупые? Новое название, директор с южным акцентом, и ма-аленькое нефтяное пятнышко, загадившее наш залив, уже забыто? Мне почему-то кажется, что с Сибирью этот номер не пройдёт. Может, получится так, что Хейуорд уедет в русскую тундру, а к нам в Луизиану переведут пару-тройку олигархов-головорезов, и пусть они присматривают за BP.

("Salon", США)

Оригинал публикации: BP's Tony Hayward gets exiled to Siberia


Сегодня 99-й день с начала катастрофы в Мексиканском заливе, и BP только что сослала свою пиар-катастрофу в Сибирь. Буквально.

Напоследок он получил очередную порцию критики и «золотой парашют»: почти 2 млн долларов, чтобы смягчить падение. Речь идёт о Тони Хейворде. Он уходит с поста генерального директора с 1 октября. И что ему теперь поручат? Предприятие BP в России, в Сибири.


За последние три месяца мы получали от Тони Хейворда много вестей: начиная с его предсказаний о том, что утечка нефти нанесет экологии очень, очень скромный урон, и заканчивая его заявлением о том, что американцы будут подавать ложные судебные иски, потому что, в конце концов, это же Америка. И, конечно, фраза, которая во многом определила его судьбу.

ТОНИ ХЕЙВОРД, главный исполнительный директор BP: Мы просим прощения за то, что эта авария так испортила людям жизнь. И мне больше, чем кому бы то ни было, хочется прекратить это. Мне хочется вернуться к нормальной жизни.

Хейворд также не добавил себе популярности своими свидетельскими показаниями на Капитолии в прошлом месяце. Помните это выступление?

ТОНИ ХЕЙВОРД: Я не участвовал в принятии решений в отношении этой скважины… Я не могу ответить на этот вопрос… Я не имею понятия о том, где принималось такое решение… Я не увиливаю от ответа, просто я не участвовал в принятии решений… Я не имел никаких предварительных сведений и не принимал участия в бурении этой скважины. Никакого.

И это говорит главный исполнительный директор! Хейворд заявил, что, возможно, будет слишком занят на своей новой работе в Сибири, чтобы давать какие-либо дальнейшие показания здесь, на Капитолийском холме. Но напоследок он подарил нам ещё несколько перлов. Только послушайте!

ВЫДЕРЖКА ИЗ ЗАЯВЛЕНИЯ ТОНИ ХЕЙВОРДА: «Я считаю, что неуклонным исполнением своих обязательств компания BP продемонстрировала, что такое настоящая корпоративная социальная ответственность».

Думаю, мы можем простить жителей южного побережья, если они видят ситуацию иначе.

Также Хейворд сегодня заявил, что американцы, цитирую: «демонизировали его», а также, что «жизнь несправедлива: бывает, сойдёшь с тротуара – и попадёшь под автобус».

С нами на связи из новостного центра в Нью-Йорке наш старший корреспондент Джонатан Хант.

Джонатан, ведь сегодня его тон не слишком изменился. По крайней мере он ведет себя последовательно!

ДЖОНАТАН ХАНТ старший корреспондент Fox News: Никаких существенных перемен в тоне. Но сегодня BP, похоже, хотело скрыть этот тон от публики, Шеп. Интересно, что, когда сегодня Тони Хейворд вместе со своим преемником на посту главного исполнительного директора и председателем совета директоров компании вышли из лондонской штаб-квартиры BP, казалось, будто господину Хейворду даны указания не разговаривать с прессой. Он уже поговорил на той телефонной конференции со своими акционерами – тогда он и выдал новые чёрствые комментарии. Но человек, который придёт ему на смену, Боб Дадли, сегодня говорил совсем в другом тоне. Послушайте.

БОБ ДАДЛИ, управляющий директор BP: Безусловно, нам надо сделать выводы из этого происшествия в Мексиканском заливе. Это касается оборудования, людей, различных компаний. И в результате мы многому научимся: и BP, и вся отрасль. И я уверен, что кое-что изменится.

ДЖОНАТАН ХАНТ: Итак, конечно, изменился стиль. И без сомнения, все жители побережья надеются, что это также будет означать существенные изменения в руководстве BP. Шеп?

Но пока что покатилась голова разве что Хейворда.

ДЖОНАТАН ХАНТ: Да, и высказывались предположения, что своего кресла может лишиться и председатель совета директоров компании Карл-Хенрик Сванберг. Если помните, пару месяцев назад в Белом доме произошла его встреча с президентом Обамой, после которой он объявил, что, цитирую: «BP заботит судьба «маленьких людей». Это ещё одна промашка руководства BP.

Однако сегодня господин Сванберг сказал, что занимает свой пост согласно воле совета директоров BP, и его до сих пор не просили его покинуть. То есть по крайней мере пока что он сохраняет место.

Можно было предугадать, когда всё это случится, ведь сегодня был опубликован квартальный отчёт BP.

ДЖОНАТАН ХАНТ: Да, и его показатели неутешительные: за истекший квартал компания понесла рекордные убытки на сумму 17 млрд долларов. Кроме того, BP выделила 32 млрд долларов на ликвидацию последствий разлива нефти. Для них это серьёзный удар. И поэтому им так были нужны перемены в руководстве.

О компании BP и её проблемах рассказывал Джонатан Хант. Джонатан, спасибо.

("Fox News", США)

Перевод выполнен ИноТВ.

Оригинал публикации: Сибирская ссылка Хейворда

Опубликовано: 27/07/2010 10:21

Комментариев нет:

Отправить комментарий